понедельник, 12 мая 2014 г.

[Китай, Чэнду, Лэшань] Гигантский Будда и гигантские панды

Сегодня с большой радостью расскажем вам о том, как мы съездили в гости к гигантскому Будде (大佛 | Dàfó) и гигантским пандам (大熊猫 | dàxióngmāo). Если вторые находятся совсем недалеко от города, то Дафо сидит на берегу реки в городе Лэшань (乐山 | Lèshān), что в 120 км на юг от Чэнду (成都 | Chéngdū).

Гигантский Будда в Лэшане (乐山大佛 | Lèshān Dàfó)
Лэшань (乐山 | Lèshān) - небольшой городок у южных подножий горы Линъюнь (凌云山 | Língyúnshān). В древности городок имел репутацию места "с самыми красивыми пейзажами в провинции Сычуань (四川 | Sìchuān). Он был известен изобилием цветущих яблонь и назывался Сянго (香国 | Xiāngguó) букв. "Ароматная страна".
* Сянго (香国 | Xiāngguó) - будд. Царство Благоуханий (райская страна, где всё существующее источает аромат).

В настоящее время Лэшань - один из самых посещаемых городов провинции благодаря своим уже знаменитым достопримечательностям: горе Эмэй (峨嵋山 | Éméishān) и гигантскому каменному Будде, который более тысячи лет считался самым большим в мире (не только Буддой, но и вообще самой высокой статуей). Высота его составляет 71 метр, тело вырезано из цельной скалы. Он сидит на месте слияния трех рек - Цинъи (青衣江 | Qīngyījiāng), Минь (岷江 | Mínjiāng) и Даду (大渡河 | Dàdùhé), встречные воды которых, согласно преданию, когда-то приносили местным жителям много бед. * Дословные названия рек (по порядку) "Река темных одеяний", "Река Минь", "Река большой переправы". В VIII веке нашей эры один монах по имени Хайтун решил помочь людям и придумал красивое решение - выдолбить в горе каменную статую Будды Майтрея, а галькой, полученной из горы, засыпать потоки, мешавшие судоходству и беспокоившие крестьян. Грандиозное строительство началось уже после смерти монаха, в 713 году и продолжалось 90 лет. Какое впечатление осталось у нас после посещения обители Будды, мы поведаем позднее, но пока обязательно скажем, что в 1996 году статуя Майтреи была внесена в Список мирового наследия ЮНЕСКО. Интересно, что в эпоху средневековья тело Будды было скрыто под 13-ярусным храмом-теремом, но эта постройка сгорела во время пожара.
* Майтрея (санскр "любящий, доброжелательный"; также Майтрейя, Майтри, Майдари) - "Владыка, наречённый Состраданием", грядущий Учитель человечества, Бодхисаттва и Будда нового мира - эпохи Сатья-юги.

А годы шли, и в конце концов на свет появился Будда повыше. На этот раз - в Японии. В 1995 году в Усику возвели статую Будды Амитабхи ("Безграничный свет"). Высота его составила 100 метров без платформы и 120 - с платформой. Иными словами, на земле появился новый самый высокий Дайбуцу (с яп. 牛久大仏 - "Большой Будда").

Но Китай, конечно, не мог такого позволить, и через 7 лет (в 2002 году) в провинции Хэнань (河南 | Hénán) появилась статуя Будды Весеннего Храма (鲁山大佛 | Lǔshān Dàfó) высотой в 128 метров, который установлен на 25-метровый пьедестал из бронзовых лотосов (итого 153 метра). Так что на сегодняшний день Будда из Лэшаня уже замыкает пятерку мировых лидеров.

* Будда Амитабхи (слева) и Весенний Будда (справа).

Впрочем, сычуаньский Будда от этого не стал менее популярным, и туристы не прекращают его навещать каждый день. Вот и мы отправились в Лэшань.

Как добираться, толком в интернете не вычитали, может, потому, что информацию подобающую не нашли. Решили поступить проще - на чем добраться до города Лэшань, спросили в нашем хостеле. Ребята подсказали название автовокзала на севере города (где мы находились), откуда отходят автобусы в Лэшань. Признаться, мы как-то даже не догадались спросить, как добраться до самого Будды, почему-то были уверены, что автобус подвозит чуть ли не к его ногам, но на деле оказалось не совсем так.

Мы вышли из отеля примерно в полдень (да, особо не торопились). Пешком прошлись до ж/д вокзала, а там уже начали спрашивать у прохожих, как дойти до автовокзала (城北客运中心 | Chéngběi kèyùnzhōngxīn, что дословно означает "Центр пассажирских перевозок северной части города"). Не без помощи местных (ведь на карте ничего заранее исследовать не стали) мы-таки нашли вокзал, огороженный всяческими заборами из-за стройки. В кассе приобрели два билета до Лэшаня (乐山 | Lèshān) на ближайший автобус в 13:10, вышло по 48 RMB/шт. Немного посидели в зале ожидания и прошли на посадку.
* Автобусы ходят примерно каждый час. Данные в билете дублируются на английском языке.
** На карте указано местоположение нашего хостела, ж/д и авто вокзалов.

Ехать до Лэшаня час с небольшим. Нас высадили на первой обычной городской остановке. По карте в baidu мы поняли, что до Будды добираться еще немало, поэтому тут же поинтересовались у дедули - продавца ближайшей лавки, на каком автобусе можно доехать до Дафо. А он нам в ответ: "Вам нужно сесть на маршрут №3". Так мы и поступили. На той же остановке дождались автобус №3, и примерно через 35-40 минут были на месте - у Северных ворот.

* Расположение парка и самого Будды смотрите на карте ниже - (大佛 | Dàfósì) - Храм/монастырь Большого Будды.
** Напоминаем, что проезд оплачивается при входе (стоимость - 1 юань). Деньги бросаются в урну, водитель с деньгами не обращается, так что имейте всегда при себе мелочь.

Вход в парк найти несложно. Во-первых, входы (а их всего три: северный, восточный и южный) четко обозначены на карте. А во-вторых, они все легко заметны, так что мимо не пройдете! Первым делом мы, конечно, купили билеты в парк и обратили внимание на время его работы. Как раз хватало на то, чтобы пообедать. Через дорогу от северного входа - парочка китайских ресторанчиков и уличной стряпни от бабушек. Почему-то к нашему приезду у них, в основном, была только лапша быстрого приготовления. Но речь вообще не об этом! Мы же к Будде ехали!
* Обед в ресторанчике близ парка вышел на 72 RMB (рис, горячее мясное блюдо, баклажаны, чай). Имейте в виду, что в некоторых ресторанах Китая могут добавить по 1-2 юаня за набор посуды, упакованный в полиэтилен (видимо, владельцы ресторана заказывают подобные наборы у специальных поставщиков).

Итак, стоимость входа - 90 RMB/чел (примерно 500 руб). Также есть билеты за 80 и 50 RMB, которые не включают посещение какого-нибудь храма на территории парка, например, или гробниц. Мы не стали разбираться в деталях и купили два по 90. Но самым дорогим все же является билет за 170 RMB, что за прекрасы в себя включает этот пакет, проверьте сами, но называется он "полным билетом".
* Часы работы парка: 7:30-18:30 (апрель-октябрь) и 8:00-17:30 (октябрь-март).

Главный вход практически сразу ведет к ступенькам вверх - это достаточно приятная дорога к голове Будды. Конечно, в самом парке кроме статуи Майтрейи есть масса приятных тропинок вдоль реки, небольших храмов, несколько гробниц, музеев и прочих интересных мест, но мы шли к цели.

Напомним, высота статуи - 71 м. Но не забывайте, что Будда сидит, так что ростом-то он явно выше своих братьев :) Высота его головы - почти 15 м, размах плеч - почти 30 м, длина пальца руки - 8 м, пальца ноги - 1,6 м, длина носа - 5,5 м, длина каждого уха - 7 м. Метра с собой у нас не было, подтвердить цифры не можем, но, в целом, вид впечатляющий. Лицо Будды обращено к священной горе Эмэй, расположенной напротив, он сам сидит вровень с Линъюньшань, а стопы упираются в реку. Выражение его лица расслабленно, но вид задумчивый. Он, безусловно, медитирует на благосостояние китайского народа и гармоничную его жизнь с природой.

Мы спускались вниз по извивающейся лестнице, постоянно поглядывая на лицо Просветленного Майтрейи, а также на каменные изображения бодхисаттв, высеченных на правой и левой по отношению к Будде стенах. Бодхисаттв - духовных наставников людей, здесь более 90 и они заслуживают не меньшего внимания. Но, к сожалению, т.к. песчаник имеет свойство осыпаться, некоторые изваяния лишь напоминают о себе небольшими выпуклостями.
* Бодхисаттвы - достигнувшие просветления Боги и Богини, которые по своей воле дали обет остаться и служить Земле до тех пор, пока каждый мужчина, женщина и ребенок не совершит свое вознесение.

Внизу всю панораму занимают колени Будды, над которыми где-то в вышине проглядывает гигантское лицо. Изваяние не создано для созерцания: в буддизме всё мироздание есть не что иное, как тело Будды (Буддха-кайя) или тело Истины (дхарма-кайя), и оно непостижимо с помощью чувств или ума. Но именно дхарма-кайя (тело Истины) связывает человека с истинно сущим, позволяя ему достичь чистейшего и высочайшего состояния "надмирного" бытия. Как говорят в Китае: "Мы обретаем Совершенное Просветление, когда сердце сливается с основанием каменного монумента".

Мы прошли по дорожкам вверх, вниз вдоль реки, через пещеры, отдыхали на лавочках, ища по указателям гробницы древних императоров (посещение которых включала стоимость билета). На деле, мы не нашли в парке больше ничего сверх-интересного, но глазам, ногам и легким в парке очень понравилось :) Мы, если честно, готовились к худшему - к бесконечным толпам китайских или корейских туристов, шуму и ору, но нам повезло - было очень мало народу, тихо и спокойно.

Прогулка заняла около двух часов. Мы дошли до южных ворот, где водители велорикш (с виду - настоящие кареты) предлагали довезти до какой-то остановки за 30 RMB (если не ошибаемся). Мы отказались и от услуг обычного таксиста, ведь на часах было почти 18:00, на улице - очень приятно, тепло и свежо, а до остановки (идти предстояло в обратном направлении, но уже вдоль дороги) легким шагом - 15-20 минут.

Дойдя до северных ворот, мы сделали несколько красивых кадров цветущих деревьев. А потом поинтересовались у кассирши парка, на каком автобусе лучше доехать до автовокзала до Чэнду. Она подсказала сесть на №13 (остановка через дорогу, напротив входа в парк). Автобус вскоре подъехал, мы кинули в урну на входе 2 юаня и уселись на свободные места. Чуть позже подошли к водителю и попросили предупредить, на какой остановке будет автовокзал (до Чэнду). Он спросил, на какой именно вокзал в Чэнду мы хотим приехать. Мы ответили, на север города. По его словам, на север Чэнду никаких автобусов из Лэшаня не ходит, так что нам лучше добраться до центрального автовокзала (乐山客运中 | Lèshān kèyùn zhōngxīn zhàn) - Станцию центра пассажирских перевозок города Лэшань. Но это немного в другом направлении, так что необходимо пересесть на автобус №12. Мы так и сделали. Выбежали из этого автобуса, перешли дорогу, сели на другой. Попросили нового водителя подсказать, где сойти. Парень, что стоял рядом, успокоил, сказав, что ему туда же, мол, я вам дам знать. Это было приятно, ведь вскоре автобус набился под завязку, а нас унесло толпой далеко от водителя.

Оказавшись на месте, мы купили билет на 19:20, и стоил он 46 RMB/чел. Добираться предстояло вновь чуть больше часа, поэтому, когда мы приехали в Чэнду на энную станцию (на самом юге города), на улице было уже совсем темно и непонятно, в каком направлении двигать и на чем. Конечно же, можно было взять такси, ведь водители, завидев нас, уже давно растянулись в улыбках. Но мы решили сделать несколько шагов в сторону и попытать удачу подальше. На карте байду обнаружили свое местоположение, нашли ближайшую к нам станцию метро (ею оказалась Гаосин (高新地铁站 | Gāoxīn dìtiězhàn)), поймали такси. Но нет, снова пытаются исхитриться и ехать без счетчика. Следующий таксист оказался очень спокойным и адекватным, и за 14 юаней довез нас до метро. Нам еще предстояло проехать 11 станций (это стоило нам 4 RMB с носа) и пройтись пешком до отеля 20-25 минут.

День, признаться, получился очень неспешным и приятным :) И, как мы узнали уже в хостеле, самостоятельная путешественница из Израиля, с которой давеча ели хого, посетила того же Будду в районе 11:00 утра, и в парке было просто не протолкнуться. Так что, имейте, в виду, может, и не надо так торопиться? А нам стоит хорошенько выспаться, ведь завтра мы поедем к милым пандам!
P.S. Уже несколько раз упоминали гору Эмэй. Мы ее не посетили, но восторженных отзывов нашли немало. Эмэйшань (峨嵋山 | Éméishān), посвященная Бодхисаттве Пусяню, находится в 160 км на юго-запад от Ченду. Самый высокий пик Эмэйшаня называется Пик Десяти тысяч Будд, он достигает в высоту 3099 м. Гора почитается китайскими  буддистами как одна из четырех святых гор (другие горы: гора Вутайшань в провинции Шаньси, гора Цзюхуашань в провинции Аньхвей и гора Путошань в провинции Чжецзян). Во время династии Тан гора превратилась в объект паломничества среди буддистов из-за более чем 200 святилищ, построенных здесь за это время. В переводе с китайского языка название горы "эмэй" означает "красивая", "прелестная".
* О самостоятельном путешествии Стаса и Ани из tuda-suda на гору Эмэй читайте здесь.

Панды (大熊猫 | dàxióngmāo)
На следующий день, как и планировали, мы поехали к коренным жителям провинции Сычуань (四川 | Sìchuān) - гигантским черно-белым медведям. По меркам медведей, они, конечно, не гигантские, но, сравнивая с обычными пандами, эти - крупноваты. Так вот, сегодня мы отправились на северо-восток от Чэнду в Центр исследования и разведения панд (成都大熊猫繁育研究基地 | Сhéngdū dàxióngmāo fányùyánjiū jīdì)Chengdu Research Base of Giant Panda Breeding.
* Ссылка на официальный сайт центра.
** Парк открыт 7:30-18:00, кассы работают 7:30-17:00.

Сразу хочется сказать, что по-китайски "панда" звучит как "сьонъмао" (熊猫 | xióngmāo), что вместе, конечно, означает "бамбуковый медведь", а каждый из иероглифов в отдельности - это "медведь" и "кот". Так что вышел очень плюшевый и очень ласковый медвежонок :)
Подруга рассказала также и байку, откуда пошло само название "панда". Как-то раз приехал в Китай иностранный турист. Впервые в жизни увидев черно-белого медведя, он спросил у сопровождающего его китайца: "Что это за животное?" А китаец возьми-да-переспроси: "Вот это, толстое?", что по-китайски звучит как "Нагэ пандэ" (那个胖的 | Nàgepàngde). Правда-нет, а пандами поныне называют этих милых медвежат.
* О происхождении названия "панда" читайте больше здесь.

Провинция Сычуань - родина панд, так как этот край, как никто другой богат излюбленным их лакомством - бамбуком. Так что данный Центр, конечно, не единственный. Забегая вперед, хочется сразу отметить, мы так прекрасно провели время, что 58 юаней за вход было никак не жалко (350 руб). Правда, этот парк, пожалуй, один из лучших парков для прогулок и отдыха в Азии.

Но по порядку. Мы вышли из Henry's hostel и сели на автобус №9 с остановки прямо у наших дверей. На данном маршруте (проезд - 1 RMB/чел) примерно через пять минут необходимо сойти на остановке Зоопарк (动物园 | Dòngwùyuán). Там же дождаться следующего автобуса - №87. Вы его ни с кем не спутаете, ибо он полностью изготовлен из дерева. Да-да, желтенькая коробочка снаружи и совершенно деревянная изнутри. Проезд - 2 RMB/чел, и через 10-15 минут мы уже у Центра исследования и разведения панд.
* Да, конечно, можете при желании и зоопарк посетить! :) Как до него добраться, вы уже знаете!

Ой, в общем, мы как дети, следили за картой парка по указателям, не желая пропустить ни одного интересного животного. Кругом - зелень, цветы, деревья, различные водоемы с огромными золотыми рыбками, ухоженные дорожки, а по ним тут же в ногу с посетителями прогуливаются настоящие красавцы-павлины! Видео с летающим павлином - вот здесь.

Периодически в парке встречаются изречения великих людей, которые заставляют задуматься о высоком, настоящем. И, так как территория парка немаленькая, то для особо ленивых (за отдельную денежку) разъезжают мини-басы, сесть в которые можно со специальных остановок.

Кого мы еще здесь встретили? Черных лебедей. Эти прекрасные птицы, изящно скользили вдоль и поперек озера близ сада роз, подплывая прямо к берегу, откуда туристы с рук кормили птиц каким-то тут же продаваемым кормом. Забавное зрелище, видео - здесь! Так нам удалось не только разглядеть лебедей вблизи, но и снять несколько красочных кадров.

Еще мы познакомились с рыжими пандами - мохнатыми зверьками, которые больше походят на очень-очень пухлых лисят :)

Ну, и, конечно, сами гигантские панды! Какие же они лапочки. Лентяи, конечно, но это легко объяснимо. Оказывается, чтобы прокормиться, насытиться и функционировать, этим милахам приходится жевать от 12 до 16 часов в сутки, ведь едят они только бамбук, яблоки и пресные пряники (мясо в критически крайних случаях), а в туалет ходят очень часто (и, кстати, в одно и то же место! Какие умнички!) А кто сможет сидеть с прямой спиной за едой весь день? Вот и панды едят полулежа, а порой и вовсе лежа :) Сами посмотрите! Мы могли так зависнуть перед пандой в течение долгих веселых минут, пока она не съест одну кучу бамбука и не перейдет к другой. Зрелище завораживающее!
* И еще одно видео :) не можем не поделиться!

Но излишнее внимание, конечно, животным надоедает, так что мы возвращаемся обратно в хостел. Ехать решили таким же образом, хоть у тротуара, конечно, было немало таксистов. Теперь сначала мы едем на автобусе №87, пересаживаемся на остановке "Зоопарк" на маршрут №9 и сходим прямо напротив хостела.

Много приятных моментов осталось у нас с городом, Буддой и пандами. Обязательно вернемся, чтобы посетить и другие невероятные особенности провинции Сычуань. А пока нас вновь ожидают сборы. Новая провинция, новая столица, новые достопримечательности. Куда на этот раз? К знаменитому Терракотовому войску, расположенному близ города Сиань (西安 | Xī’ān) - первой столицы Поднебесной. Читайте о нашем путешествии в следующей странице.

Путешествуйте с открытым сердцем и увидите гораздо больше :)